Доклад по теме:
Доклад по теме:
«Формирование
ИКТ-компетентности учащихся, как фактор повышения качества образования»
Подготовила: учитель математики
МБОУ «СОШ № 20»
Милюткина Л.Н.
В последнее время наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе.
Аристотель писал: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
1. Правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;
2. Отыскание соответственных средств, ведущих к конечной цели».
Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Изменения стали возможны (или были вызваны) в результате передачи и обработки специалистами в сжатые сроки больших объемов информации. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Характер изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии стратегия "образования для будущего". Суть стратегии "образования для будущего" характеризуется следующими факторами:
• смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
• освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
• дополнение традиционного принципа "формировать профессиональные знания, умения и навыки" принципом "формировать профессиональную компетентность".
Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что, в свою очередь, требует кардинальных изменений в системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект "Информатизация системы образования" (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации. Одним из показателей успешности проекта ИСО является его влияние на оценку и формирование информационной и коммуникационной компетентности школьников.
Информационно-коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта "Информатизация системы образования" определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Школьная математика - это содержательное, увлекательное и доступное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума, связывающее его с общечеловеческой культурой, формирующее важнейшие черты его личности.
К процессу школьного математического образования предъявляются шесть требований:
· содержательность;
· увлекательность;
· доступность;
· развитие интеллекта;
· связь с общечеловеческой культурой;
· воспитательное воздействие.
Модернизация общего образования требует внедрения информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в обучение.
Информационные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Использование ИКТ вносит существенный и разнообразный вклад в учебный процесс. Способствует повышению качества обучения, обеспечивая быстрый анализ его результатов и обратную связь.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
использовании некоторых - формализованных моделей содержания;
деятельности учителя, управляющего - этими средствами;
повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видео-уроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- полная замена деятельности учителя;
- частичная замена;
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование тренинговых программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (тексг + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО. Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке необходимо чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, используя упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
|