Суббота, 18.05.2024, 12:19
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт Милюткиной Людмилы Николаевны и РМО учителей математики

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Калькулятор
Статистика сайта
Закладки

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад по теме: «Формирование ИКТ-компетентности учащихся, как фактор повышения качества образования»

Доклад по теме:

Доклад по теме:

«Формирование

ИКТ-компетентности учащихся, как фактор повышения качества образования»

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

                                                                          Подготовила: учитель математики

                                                                                                 МБОУ «СОШ № 20»

                                                                                                 Милюткина Л.Н.

В последнее время наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе.

Аристотель писал: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:

1.     Правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;

2.     Отыскание соответственных средств, ведущих к конечной цели».

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Изменения стали возможны (или были вызваны) в результате передачи и обработки специалистами в сжатые сроки больших объемов информации. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Характер изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии стратегия "образования для будущего". Суть стратегии "образования для будущего" характеризуется следующими факторами:

 • смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

 • освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

 • дополнение традиционного принципа "формировать профессиональные знания, умения и навыки" принципом "формировать профессиональную компетентность".

 

Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что, в свою очередь, требует кардинальных изменений в системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект "Информатизация системы образования" (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации. Одним из показателей успешности проекта ИСО является его влияние на оценку и формирование информационной и коммуникационной компетентности школьников.

Информационно-коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта "Информатизация системы образования" определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

 

Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Школьная математика - это содержательное, увлекательное и доступное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума, связывающее его с общечеловеческой культурой, формирующее важнейшие черты его личности.

К процессу школьного математического образования предъявляются шесть требований:

·         содержательность;

·         увлекательность;

·         доступность;

·         развитие интеллекта;

·         связь с общечеловеческой культурой;

·         воспитательное воздействие.

    Модернизация общего образования требует внедрения информационных и  

 коммуникационных технологий (ИКТ) в обучение.

Информационные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Использование ИКТ вносит существенный и разнообразный вклад в учебный процесс. Способствует повышению качества обучения, обеспечивая быстрый анализ его результатов и обратную связь.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾  части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
 использовании некоторых
- формализованных моделей содержания;
 деятельности учителя, управляющего
- этими средствами;
 повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой  интерактивными свойствами компьютера.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видео-уроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
 - полная замена деятельности учителя;

 - частичная замена;
 - фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
 - использование тренинговых программ;
 - использование диагностических и контролирующих материалов;
 - выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
 - использование компьютера для вычислений, построения графиков;
 - использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
 - использование игровых и занимательных программ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации  (тексг + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО. Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке необходимо  чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, используя  упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Людмила (02.02.2014)
Просмотров: 3023 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Serglor  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>легкие металлические конструкции москва</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Возраст сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024